Состоялась режиссерская лаборатория Камы Гинкаса по теме «Музыкально-звуковое решение спектакля»
Кабинет драматических театров СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России с 10 по 15 мая 2013 года в г. Москве провели очередные занятия международной режиссерской лаборатории (обновленный состав) под руководством народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Камы Мироновича Гинкаса.
В лаборатории приняли участие режиссеры-женщины из Перми, Махачкалы (Республика Дагестан), Самары, Нижнего Новгорода, г. Шарыпово (Красноярский край), Абакана (Республика Хакасия), Москвы, Латвии и Литвы.
Тема лаборатории: «Музыкально-звуковое решение спектакля». Участникам было предложено «домашнее задание»: разобрать, подготовить режиссерскую партитуру, сценографическое и музыкально-звуковое решение спектакля на примере пьесы В.Шекспира «Макбет».
В программу лаборатории также входил просмотр и анализ спектаклей Московского театра юного зрителя в постановке Камы Гинкаса, включая последнюю премьеру «Ноктюрн», знаковых спектаклей других московских театров. Режиссеры посмотрели спектакли театров «Студия театрального искусства» (режиссер С.Женовач), «Современник» (режиссер Г.Волчек), «Моссовет» (режиссер В.Еремин), «Мастерская Петра Фоменко» (режиссеры П.Фоменко и Е.Каменькович), Театр им. Вл.Маяковского (режиссер М.Карбаускис), студенческие спектакли в рамках фестиваля «Твой шанс».
Занятия проходили в Синем зале СТД РФ и в кабинете Гинкаса в ТЮЗе. Режиссеры были допущены в «святая святых» - они присутствовали на репетициях спектакля «Леди Макбет нашего уезда» (по Лескову), к постановке которого приступил Кама Миронович, он поделился с режиссерами своим замыслом.
Условно можно разделить структуру занятий на теоретическую и практическую части. Ученик Товстоногова, Гинкас бесконечно повторяет: «Я хочу привить вам школу. Вы недостаточно действенно мыслите. Вы должны бесконечно искать в словах действие. Не пользуйтесь словами, которые ничего не значат, философскими категориями, общими пошлыми местами. Такие слова должны быть исключены из нашего лексикона. Используйте примеры из жизни, обращайтесь к тексту. В любом литературном, драматургическом материале учитесь видеть живые истории, человеческие ассоциации. Нужно найти внутренние мотивы, построить внутреннюю логику персонажа, затем находить внешний ход, проявлять это через жест, остановки, текст, речевые особенности. Надо найти способ, как чувственно ощутить автора. Театр — не абстракция, это вещественное, телесное доказательство чего-то».
«Очень важный момент в работе — создание репетиционной атмосферы. Режиссер задает импульс артисту. Мы работаем серьезно. Но иногда надо превращать это в игру. Если в репетиции пропущен игровой, шутейный момент — момент раскрепощения — вы ничего не достигнете. Наше дело — спровоцировать материал, актера, ставить каверзные вопросы — но не давать ответы. Спектакль ставлю я. Я точно знаю, про что. Но приказывать — бессмысленно. Дело режиссера — увлечь артиста своим замыслом. Важно, чтобы артисты сами пришли к ответу. И важен сам путь, который окунает и тебя и артистов в этот материал, они погружаются в обстоятельства и логику персонажей. Артист должен знать - моя победа, это - его победа, я озабочен собой, то есть им».
Гинкас учит точно формулировать мысль. Каждое занятие начиналось с анализа просмотренных накануне спектаклей, который предлагалось провести, ответив на 3 вопроса: Было ли вам скучно и в каких местах терялся интерес? За чем вы следили? Сопереживали ли вы героям? Оказывается, используя простейший, на первый взгляд, алгоритм, и самые простые, банальные слова, не впадая в пафос и велеречивость, можно очень точно определить и режиссерский замысел, и то, насколько спектакль состоялся, и почему. Гинкас владеет этим методов виртуозно, для режиссеров — порой мучительный, но полезный тренинг. По Гинкасу (и Товстоногову) «решение — это то, что можно украсть».
Разбор «Макбет» проходил тоже очень конкретно. Каждая участница лаборатории (без всякого снисхождения!) должны были представить свою режиссерскую трактовку: жанр, время действия, суть конфликта главных героев, определится, что такое ведьмы как ключ к решению спектакля. Режиссерская фантазия била ключом: вариации от «мистического мюзикла о любви» до притчи о том, «как мечта превращает человека в зверя». Гинкас предупреждает: «Фантазируйте — но в пределах того, что дает автор. Берите тот или иной жанр потому, что только через него вы можете рассказать эту историю».
Только после ответов на эти, основные вопросы, Гинкас переходил к обсуждению сценографии и музыкально-звукового решения. «Что есть драматургия? Мы часто думаем, что это текст, диалог. Да, есть словесная драматургия, а есть — костюмная, драматургия света, музыки и реквизита. Предметы, мебель, декорации могут приобретать новые значения, смыслы. Музыка, текст и действие не должны повторять друг друга. Музыка — это отношение режиссера к происходящему на сцене, результат режиссерского решения. Возникает драматургия метафоры»,— считает Мастер.