Отчет о работе режиссерской лаборатории Валерия Фокина
Кабинет драматических театров СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России с 14 по 19 мая 2013 года в г. Санкт-Петербурге провели очередные занятия режиссерской лаборатории (обновленный состав) под руководством народного артиста России, лауреата четырех Государственных премий РФ, Президента Театрально-культурного Центра им. Вс. Мейерхольда, художественного руководителя Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского), председателя Гильдии театральных режиссеров России Валерия Владимировича Фокина. Тема занятий: «Режиссерский анализ драматургического материала до встречи с актерами (режиссерский разбор, работа со сценографом, композитором и т.д.) на примере работы над пьесой Н.В.Гоголя «Ревизор». В работе лаборатории приняли участие режиссеры из Республики Калмыкия, Ростова-на-Дону, Назрани (Республики Ингушетия), г. Дмитрова (Московская область), Челябинска, Казани, Самары и Тольятти (Самарская область), Приморского края, Орла, Уфы (Республика Башкортостан), Новомосковска (Тульская область), Кабардино-Балкарской Республики, Чебоксар (Республика Чувашия), Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые при формировании состава лаборатории на сайте СТД РФ был объявлен конкурс для молодых режиссеров. Поступило 17 заявок, по итогам рассмотрения резюме в состав лаборатории включены 2 режиссера: Дмитрий Бурханкин (Москва), Анна Горушкина (Москва). Также на всех мероприятиях присутствовали молодые режиссеры - магистранты Центра им. Вс.Мейерхольда (5 человек) и опытные мастера, художественные руководители театров, прибывшие в Санкт-Петербург на расширенное заседание Гильдии. Программа лаборатории была исключительно насыщенной и содержательной:15 мая вся группа присутствовала на открытии театрального комплекса Новой сцены Александринского театра - уникального проекта, которому нет мировых аналогов. Для режиссеров была организована экскурсия, причем сопровождающими групп выступили профессора и преподаватели СпбГАТИ, которые участвуют в разработке и воплощении образовательных концепций Учебного центра. Медиацентр продемонстрировал новейшие разработки в области театрального использования медиа-технологий. Эти наработки будут способствовать интеграции театра в пространство Интернета, наполнять сеть творческим контентом. Режиссеры также посмотрели спектакль «Выбор» театра АХЕ, сценография которого дала возможность оценить потрясающие технические возможности площадки эксперементальной сцены. 15 мая 2013 г. на основной сцене Александринского театра режиссеры посмотрели премьерного спектакля "Невский проспект". Это экспериментальный театральный проект, в создании которого наряду с Валерием Фокиным, приняли участие сразу несколько молодых режиссёров и драматургов. 16 мая 2013 г. участники лаборатории активно включились в работу "круглого стола" Гильдии театральных режиссёров России. Проведение подобных встреч с режиссерами разных регионов дает возможность выявить самые острые проблемы профессионального сообщества, чтобы вынести их на обсуждение в рамках Всероссийской режиссерской конференции, которая пройдет в Москве в 2014 году и активная подготовка которой ведется в настоящее время. Также режиссеры присутствовали на мастер-классе знаменитого греческого режиссера Теодороса Терзопулоса "Бесконечность импровизации" и смогли посетить его спектакль "Иокаста", посмотрели спектакль "Что случилось после того, как Нора ушла от мужа" Э.Елинек в постановке художественного руководителя Чешского национального театра Михала Дочекала (в рамках фестиваля «Александринский»). Встречи с В.В.Фокиным, посвященные работе над «Ревизором», проходили в том самом репетиционном зале Александринки, где репетировал свою пьесу Николай Васильевич Гоголь. Фокин очень подробно остановился на сочинении партитуры спектакля, неоднократно подчеркивая, что в основе должна лежать художественная идея, связанная со зрительным залом, с сегодняшнем днем. И носителем этой идеи может быть только режиссер. При работе с соавторами — сценографом, композитором, художником по свету — «не должно быть небрежности ни в технологии, ни в смысловом содержании», все — сценография, музыка, свет - должно «выражать художественную идею спектакля», «музыка должна звучать не в сцене, а в артистах, внутри них». Отмечая большие проблемы с уровнем профессиональной подготовки режиссеров, Фокин сказал: «Режиссер от природы должен обладать наличием разных, иногда противоречивых качеств. Но технологию профессии можно дать». Во время занятий Валерий Владимирович касался не только чисто теоретических вещей. Прозвучало много совершенно конкретных советов и рекомендаций, как молодому режиссеру войти в профессию. Участники лаборатории тут же предлагали свои режиссерские трактовки «Ревизора», шло живое обсуждение образов. Санкт-Петербург предстал перед режиссерами (а для многих это была первая встреча с легендарным городом) во всем своем великолепии: прекрасная весенняя погода, белые ночи, мосты и каналы, парки, музеи, театры. Участники лаборатории посмотрели спектакли в театрах им. Комиссаржевской, МДТ-Театре Европы, Ленсовете, Молодежном театре на Фонтанке, студенческие спектакли. Отдельное впечатление — Ночь музеев, когда наша группа «влилась» в молодежную «тусовку», ощутила себя частью культурной среды, которую, не смотря ни на что, формирует и определяет этот великий город. Подводя итоги лаборатории, хочется отметить, что эта неделя в Санкт-Петербурге дала режиссерам колоссальный импульс для совершенствования в профессии.