Доклад А.А. Калягина на Парламентских слушаниях
Уважаемые коллеги!
Ничего принципиально нового я сегодня сказать не смогу. Все мое выступление может быть легко построено на цитатах самого себя.
Глядя на свой доклад на недавнем съезде СТД, выступление на Форуме в Сочи — это 2016 год, на выступления и 2012 года, и 2010 года, на еще более ранние... Можно было бы возгордиться — какие же я высказываю нетленные мысли, что проходят десятилетия, а они не стареют. Если бы... К сожалению, проходят годы, но не стареют не мои мысли, а просто не решаются проблемы, о которых я все это время говорил и вынужден говорить сегодня.
Проблема финансирования театров.
Проблема улучшения материально — технической базы театров.
Проблема жилья для работников театра.
Проблема театрального образования, художественно-технического образования.
Проблема повышения заработной платы театральных работников, доведения ее до средней по региону.
Проблема кадровой политики.
Проблема некомпетентности органов власти в области культуры.
Были приняты документы, которые должны были бы обеспечить развитие и культуры в целом и театрального дела страны, но этого пока не происходит, так как ни один документ на практике не реализуется в должной мере.
Речь ли идет о «Концепции долгосрочного развития театрального дела», разработанной Союзом театральных деятелей совместно с Министерством культуры России и подписанной Путиным. Или «Основы государственной культурной политики».
Даже поручения Президента России не реализуются в полной мере.
А мы все время собираем совещания, которые я называю собраниями согласных, где все друг с другом соглашаются, где все думают одинаково, никто не полемизирует, а с кем? Где наши оппоненты из Минфина, из Минэкономразвития, из других министерств? Их не бывает, их, к сожалению, нет и сегодня.
Говорю честно, мне кажется, что мы все время ходим по одному и тому же кругу. И это, на мой взгляд, связано с одним основополагающим фактом существования театра в новой России. Сейчас объясню. 10 лет назад, когда мы представляли Доклад Комиссии Общественной палаты «Культура и будущее России. Новый взгляд», я высказал свое возмущение по поводу того, какое место отвели культуре - а именно рядом с прачечными, парикмахерскими и ритуальными услугами. И Минфин рассчитывает, сколько стоят услуги каждой организации, совершенно не вдаваясь в такие тонкости, как то, что в театре занимаются художественным творчеством, а в прачечных стирают белье.
Неделю назад Думским Комитетом по культуре были организованы слушания, на которых обсуждали первые итоги реализации Стратегии государственной культурной политики. Основной доклад делал зам. министра культуры Александр Журавский, который рассказал, какие хорошие зарплаты получают в среднем по стране работники культуры. Хорошо, что не было там людей театра, они бы сильно удивились. Народный артист России, всеми уважаемый, человек, которого знает, почитает весь Дагестан, Айгум Айгумов на последнем Секретариате признался, что он получает зарплату порядка 10 тысяч рублей. Такая ситуация не только в Дагестане.
Среди регионов, в которых не то, что плохо, а вообще никак не были выполнены Майские указы Президента, это: Курган, Северная Осетия, Киров, Карелия, Иваново, Смоленск, Забайкалье. Чуть лучше ситуация в Брянске, Приморье, Екатеринбурге, Республике Алтай.
Кроме того, наш замминистра уверил всех в том, что культура вошла в десятку государственных приоритетов, что за состояние культуры несут теперь ответственность разные ведомства и все уровни власти, и наконец, провозглашено два важных тезиса: «культура — это не услуга, и второй - «культура - не отрасль, а межотраслевое явление».
Хочу привести очень простой пример, как на самом деле происходит межотраслевое взаимодействие: всем известно, что сегодня ужесточены требования к перевозкам детей, и, если раньше дети организовано приезжали на спектакли, то теперь от этой практики отказались вовсе. Не организовали поездки детей в театры, а просто от них отказались. И так происходит во многих регионах страны. И что тут скажешь? Это забота о наших детях или наплевательское к ним отношение? И разве можно назвать такой подход межотраслевым взаимодействием? К нам обратились наши коллеги из Ханта-Мансийска, Тюмени, Рязани, они просят эту ситуацию решить, неужели это невыполнимая задача?
Мы на разных уровнях сокрушаемся по поводу школьного образования. И вот, какое письмо я недавно получил из Детской школы искусств в Вятских полянах. Эта Школа, которая успешно участвует не только в российских фестивалях, но и в международных. Ее выпускники поступают в столичные театральные вузы, но даже это не главное, в маленьком городе есть этот единственный центр культуры. Но Школе предложили практически стать обычным драматическим кружком, так меньше расходов, и еще в результате оптимизации, которую потребовали провести местные власти, теперь родители должны будут платить за дополнительное образование своих детей свыше 2-3 т.руб, что для города Вятские Поляны – много. А мы все время говорим о проектах по формированию гармонично развитой личности.
В феврале этого года Министерство культуры с Минобороны заключило соглашение о сотрудничестве, это большой, громадный комплекс взаимодействия по самым различным направлениям. Это замечательно, что два министерства совместно будут заниматься патриотическим воспитанием, осуществлять ряд проектов, но я бы очень хотел, чтобы одним из направлений все-таки стало и обустройство театров Министерства обороны — в Мурманске и Севастополе. В Мурманском театре Северного флота ситуация просто аховая — я видел фотографии, и ужаснулся, в каком состоянии находится театр, кроме этого, что не укомплектован штат, низкие зарплаты.
Когда мы готовились к парламентских слушаниям, мы попросили наши региональные отделения ответить на вопросы и попросили по каждому вопросу выставить оценку – от нуля до пяти:
0 – БЕДА, КАТАСТРОФА, 5 – ВСЕ ОТЛИЧНО, ну и понятно, что есть регионы, где нет катастрофы, но проблем по-прежнему много.
Мы проанализировали полученные ответы, и вот что я могу вам доложить.
Первое. Есть регионы, за которые можно порадоваться и поблагодарить их губернаторов за разумную политику и поддержку театров. Я их назову.
На первом месте – Владимирская область: все пятерки!
Однако и у них есть проблема: очень редко и неохотно федеральный центр отмечает деятелей театра почетными званиями.
Не плохи дела еще в Астрахани, Мурманске, Перми, Хакасии, Чечне, Крыму, Ульяновске.
А теперь я назову те регионы, в которых все очень плохо. В Волгоградской, Смоленской, Ивановской областях, Карелии, Сев. Осетии, Курган.
В Великом Новгороде – все по нулям! БЕДА!!! Здесь театры каждый день борются за свое выживание. А из управления культуры шлют бумаги: отчитаться об исполнении майских указов и об исполнении Концепции!
Волгоградская область – средняя зарплата в регионе на конец 2016 г. – 23973 руб. Средняя зарплата в театрах – 13 тыс.руб. Из бюджета выделяется на каждого работника только 9 тыс.
В Ханты -Мансийском округе не построено ни одного профессионального театрального здания, приспособленного для театральной деятельности.
Есть и незначительные проблемы, которые нетрудно решить, но и они не решаются. Ну, например, в Туве нехватка мест в детских садах (!), невозможность получения ипотеки (низкая з/плата) — это же можно решить, экономический кризис не мешает найти места в детском саду для детей артистов.
Что я хочу предложить? Я предлагаю записать в рекомендации слушаний:
- просить региональные отделения партии «Единая Россия» совместно с региональными отделениями СТД РФ провести дополнительную проверку выполнения в неблагополучных регионах:
майских Указов Президента Российской Федерации;
мероприятий, предусмотренных Концепцией развития театрального дела;
поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по итогам их встреч с деятелями театра за период с 2011 по 2017 г.
Как вы видите, картина в целом мало радостная, и я абсолютно согласен с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который высказался однозначно, что культурная политика никаким реальным приоритетом у нас не является, а слово «услуга» никуда из законов не делось (в частности, им оперирует закон о бюджетных учреждениях, по которому организационно и финансово живут многие музеи, театры, библиотеки и прочие культурные учреждения).
И я уверен: то, что на театральное искусство стали смотреть как на сферу услуг, и порождает большинство наших бед. Я думаю, это и есть тот гнилой фундамент, на котором строится вся наша сегодняшняя театральная политика.
Сегодня бухгалтера выстраивают театральную политику, решают, как жить и творить театру, а для них, что театр, что химчистка – все едино.
Я еще хочу остановиться на следующем. Судя по всему, 2018-й не будет объявлен Годом театра, и это для всей театральной России, конечно, новость очень обидная. Но, может быть, хотя бы 2019 год станет Годом театра. В сегодняшней ситуации, которую я вам обрисовал, это просто необходимо. И мы готовы сделать все, чтобы Год театра стал не декларативным, фасадным и пафосным набором мероприятий, а действительно содержательным, поднимающим театр и театральное дело на новую высоту.
И снова, в который раз, но я вынужден вновь сказать о проблемах почетных званий, их сегодня деятели театра ждут десятилетиями. Иногда представленные к званию артисты уходят из жизни, так ничего и не дождавшись.
Ситуация непонятная, ведь на самом деле от государства ничего не требуется - ни одно почетное звание не дает никаких особых привилегий, не предусматривает никаких обязательных доплат к заработной плате и даже к пенсии, так в чем же дело?
Я возмущался тем, что на местах стали учреждать свои звания, считая, что это не только снижение уровня признания, но угроза обособления регионов, распада на отдельные «княжества», живущие по своим законам.
И что же мне прислали из Волгограда? Как оказалось, они получили письмо из Министерства культуры, в котором им рекомендуют учредить региональные почетные звания категорий «Народный» и «Заслуженный» и только потом будет возможен «объективный подход» для присвоения почетных званий Российской Федерации.
Я всегда считал и буду считать: Россия - единое государство и объединяют его в том числе, и почетные звания, присвоенные от имени Российской Федерации.
И отдельно по этой теме хотел бы остановиться на следующем вопросе, очень важном. Коллеги из Крыма и Севастополя обратились к нам с вопросом: будут ли приравнены звания Украины и России? Я уверен, что должны быть приравнены, и мы должны это решить законодательно.
И завершая, хочу сказать: если мы сегодня не на словах, а на деле не признаем: что культура – это не услуга, а общественное благо. Если мы не осознаем предназначение театра, не поймем, что именно театр формирует благоприятную культурную среду, в которой существуют все, даже те, кто никогда в театр не ходят, мы не сдвинемся с места. И именно поэтому во всем мире театр получает государственную и общественную поддержку. Нигде в мире о театре не судят по тому, сколько он зарабатывает.
Ключевая миссия государства – создание условий для максимальной доступности всех граждан РФ к произведениям искусства. Это записано в нашей Конституции.
Теги: Главная, Председатель , Общественные инициативы