Чрезвычайный Секретариат | первые итоги
Дорогие друзья, коллеги!
Я благодарен всем вам, что нашли время и сочли необходимым принять участие в нашем собрании. Думаю, не надо объяснять, почему возникла эта необходимость нам сегодня здесь собраться и провести чрезвычайное расширенное заседание Секретариата СТД .
Мы оказались действительно в чрезвычайной ситуации, которая вызывает у всех нас тревогу, но тем не менее, я хочу призвать всех не превращать наше заседание в политический митинг.
Достаточно много громких заявлений уже сделано в прессе, и нам надо постараться избежать истерических выпадов, мы не будем уподобляться некоторым СМИ.
Меньше эмоций, давайте сосредоточимся на конструктивном и серьезном разговоре.
Нам надо найти наиболее верные и взвешенные способы заявить о своей позиции обществу.
Что, на мой взгляд, очевидно. Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная, и которая ведется по нескольким направлениям. И это не только «Дело Серебренникова», за которым мы все следим уже несколько месяцев. Вам известны все перипетии этого дела и все фигуранты — мы пытались выступить в защиту каждого из них, выступали с личными поручительствами, но безрезультатно. Сейчас предъявлены обвинения бывшему руководителю Департамента поддержки искусства и народного творчества Софье Апфельбаум. И этот арест качественно изменил ситуацию. Почему? Я думаю, что когда под сомнение ставится правомерность действий чиновника, выступающего от имени и по поручительству Правительства, то частная история обретает другие масштабы, и требует системных и политических обобщений. И наша задача провести серьезный анализ законодательства, регулирующего поддержку искусства и контрольный надзор этой самой поддержки. Где противоречия? Где происходит не стыковка? Почему риск выйти за рамки закона существует всегда?
Но я повторяю, дело Седьмой студии - это только одна часть разоблачительной кампании деятелей театра. Параллельно громким репортажам из зала суда, множеству статей с кричащими заголовками, в информационном поле появляется «расследование» «Трансперенси интернешнел» о конфликте интересов в театрах. И снова руководители театров представлены мошенниками, которые подписывают сами себе гонорары, и которые готовы любыми способами урвать себе «кусок по жирнее».
А до этого хитро, с едкими комментариями были проанализированы доходы руководителей московских театров, чтобы продемонстрировать как хорошо живут театральные деятели, не в пример всем остальным.
Для кого ведется эта кампания? Для народа? Для политических элит? И почему именно сейчас накануне выборов в стране? Нас хотят выкинуть на обочину общественной жизни страны? Кто-то старательно пытается изолировать деятелей культуры и лишить Президента их поддержки. Это же известно, что «Дело Платформы» в публичное пространство было вброшено и разворачивается непосредственно перед выборами, хотя начато было ещё в 2015 году. Естественно, что складывающаяся ситуация не может не вызывать беспокойства СТД.
И второе, что лично меня пугает не меньше. Это откровенная, публичная демонстрация неуважения к личности, демонстрация силы, уничижительного отношения к человеку. Не к преступнику! Софья Апфельбаум еще не преступница, ее вина не доказана, а молодая женщина, у которой дети, сидит в клетке. Смотреть на это невозможно. Она не совершила страшного преступления, никого не убила, и даже еще не доказано, что в ее деятельности были финансовые нарушения. Ее репутации нанесен урон, да что репутации, ее жизни нанесен такой удар, после которого трудно будет оправиться. Кто будет за это отвечать?
Нарочитая публичная демонстрация неуважения к личности, очевидная чрезмерность предпринимаемых судами обеспечительных мер вызывает у меня просто негодование, и оно не связано только с тем, что судят наших коллег, которых мы хорошо знаем. Перед законом все равны, и деятели культуры в том числе, мы не требуем особых привилегий, но мы требуем уважения к человеку, любому человеку, не совершившего тяжкого преступления, к человеку, чья вина еще не доказана. Я уже не говорю о том, что мнение известных деятелей культуры, их поручительства попросту были не услышаны, у меня такое ощущение, что они были выброшены в корзину как ненужные бумаги. Но если эти авторитеты и их поручительства столь ничтожны, то как эти же люди могут эффективно действовать и восприниматься гражданами в качестве доверенных лиц Президента?
Мы понимаем, что действующие законодательные нормы для регулирования творческих процессов мало пригодны, и нам надо выйти с предложением к Президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования и, а также с предложением начать подготовку нового закона О культуре и привлечении к его подготовке представителей театрального сообщества.
Мое предложение - создать специальную рабочую группы СТД или экспертно-аналитический Центра СТД, который бы занимался всеми этими вопросами, и на ближайшем заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству надо выступить с этим предложением.
Теги: Председатель , Творческие проекты, Общественные инициативы