О лаборатории Римаса Туминаса
С 26 июля по 7 августа 2014 года в г. Друскининкай, Литовская Республика Кабинеты драматических и национальных театров СТД РФ и Гильдия театральных режиссеров России провели лабораторию для молодых режиссеров драматических театров под руководством художественного руководителя Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, лауреата Государственной премии РФ, Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Римаса Туминаса.
Лаборатория проходила в рамках II Международного театрального фестиваля "VASARA". В лаборатории приняли участие режиссеры их Владивостока, Уфы, Йошкар-Олы, Чебоксар, г.Заречного Пензенской области, п. Мирный (Республика Саха (Якутия), Краснодара, Санкт-Петербурга и Москвы.
Можно с уверенностью сказать, что эта лаборатория стала в своем роде совершенно уникальной. Идея родилась в прошлом году, когда лаборанты впервые собрались в Друскининкае и во время одной из бесед с Туминасом разговор зашел о пушкинском «Графе Нулине», как найти решение первой сцены. Туминас тут же, на ходу, начал выстраивать совершенно особую картину, в которой ирония была сплавлена с высокой драмой. Таким вот образом и была определена тема и формат следующей встречи в Литве: взяв за основу «Нулина», силами участников лаборатории, которым предстояло одновременно побывать в нескольких ипостасях — и режиссерами, и актерами, и сценографами, и музыкальными руководителями постановки — подготовить сценическую версию поэмы. «Нулин» был поделен на логические отрывки, которые были распределены (конечно же, жеребьевкой!) между 12 режиссерами. Каждый приехал в Друскининкай с уже продуманным вариантом воплощения своего отрывка. Но при первых же репетициях выяснилось, что режиссерские трактовки подчас диаметрально противоположны. Не все услышали Пушкина, не все правильно поняли слова Туминаса: «Театр не читает, он рассказывает. Это действенное понятие». Режиссерам пришлось преодолеть множество препонов, и, в первую очередь, собственные амбиции, суметь прийти к общему знаменателю. Результат, честно говоря, превзошел все наши ожидания — на лужайке перед домом, где две недели жили и творили режиссеры, 6 августа было разыграно действо, авторство которого у искушенной фестивальной публики не оставило сомнений: это - Пушкин, это — театр учеников Туминаса. Маэстро убедился, что не просто так в течение 6 лет к нему приезжали эти молодые ребята из разных концов страны, сидели на репетициях, смотрели спектакли, разбирали чеховскую «Чайку», впитывали каждое дыхание Мастера. Слова Туминаса: «Теперь вы нужны мне больше, чем я вам», дорогого стоят. Наградой прозвучало его предложение сыграть этот спектакль в Михайловском.
Конечно, ничего бы не получилось, если бы с самого начала работы лаборатории не был задан нужный вектор. Туминас, в продолжение прошлогоднего разговора, показал принцип режиссерского разбора поэтического текста для его драматического воплощения: где действенный кусок, где авторская речь, где начинают свой рассказ персонажи. Важнейшую роль сыграло присутствие на лаборатории блистательного педагога, доктора наук, профессора, преподавателя Школы-студии МХАТ Анны Николаевны Петровой. Только благодаря ее усилиям режиссеры открыли для себя, что же такое действенное слово и смогли овладеть поэтической строфой. Беседа с председателем жюри фестиваля "VASARA", доктором искусствоведения, профессором, заведующим кафедрой истории зарубежного театра РУТИ-ГИТИС Алексеем Вадимовичем Бартошевичем, которую, по нашей просьбе, он построил на сопоставлении творчества Пушкина и Шекспира, задала тон уровню исканий. Актерский мастер-класс художественного руководителя пермского театра «У Моста» Сергея Федотова зарядил энергией и помог группе сплотиться, а встреча с народным артистом России Александром Филиппенко установила планку актерского мастерства. Отдельно хочется поблагодарить дочь и ученицу Мастера, молодого талантливого режиссера Габриеле Туминайте. Все эти дни она была вместе с нами, участники лаборатории постоянно ощущали ее заботу и заинтересованность в успехе проекта не только как организатора фестиваля, но и как проводника художественных идей своего великого отца. Режиссеры также смотрели фестивальные спектакли, общались с его гостями, заводили новые знакомства. Литва оказалась необыкновенно щедрой к российским режиссерам этим летом.
Теги: Драматический театр, национальный театр, Творческие проекты