Александр Калягин: В круге чтения
В очередном номере журнала «Театрал» вышла статья Александра Калягина, посвященная вопросу сохранения библиотек.
В Государственной думе состоялись парламентские чтения на тему «О проекте Основ государственной культурной политики...»
Собрались лучшие умы, много было интересных выступлений. Наверное, они будут опубликованы и еще будут обсуждаться. Я же хочу сейчас предложить лишь свой небольшой комментарий по поводу высказывания руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова.
Сергей Александрович сообщил, что в Москве в настоящее время работает 700 библиотек. И у него есть информация о том, что в 2014 году ни в одну из библиотек не записался ни один человек. Он рассказал, что сам зашел в одну из библиотек Центрального округа и кроме сотрудников никого там не встретил. Склонен верить, что все так и было. Хотя уже на следующий день появилась информация, что активными пользователями библиотек в 2013 году были свыше 2,5 млн. человек. Тем не менее, я думаю, что Сергей Александрович прав в том, что в библиотеки нынче ходят меньше, кто-то покупает книги, кто-то читает их в интернете, а кто-то просто этим занятием себя не обременяет.
«И что делать? - спросил Капков собравшихся, и продолжил. - Но если я закрою хоть одну библиотеку, то вы все, здесь сидящие, меня осудите».
И он прав: конечно, все, кто сидел в этом зале и те, кого там в этот день не было, безусловно, осудят такие действия министра культуры Москвы. Ни одно учреждение культуры не должно быть закрыто. Это аксиома, не подлежащая сомнению. Даже если продвинутый менеджер докажет, что те деньги, которые расходуются на содержание библиотек, могут быть использованы более продуктивно, ну, например, на какую-нибудь театральную постановку. И даже в этом случае, библиотеки надо сохранить, как бы заманчивой не показалась возможность поставить новый спектакль (или даже несколько) за счет сокращения финансирования библиотек. Сиюминутное решение проблемы таким способом не покроет будущих расходов, которые обязательно возникнут.
Приведу пример. С библиотекой СТД РФ, этот вопрос мной изучен досконально. Уже более века при нашем Союзе работает Центральная научная библиотека. У нее богатейшие фонды, которые действительно являются культурным достоянием нашей страны. Я могу уверенно сказать, что практически все кандидатские и докторские диссертации по театру были написаны по материалам, которые хранятся в нашей библиотеке. Здесь потрясающий библиографический отдел, любой артист или режиссер может узнать про себя все, даже те факты творческой биографии, про которые он сам давно забыл. И надо признать, что раньше читальный зал был полон, в дни сессий сюда было не протолкнуться, здесь занимались студенты всех театральных институтов. К сожалению, сегодня они чаще набираются знаний, черпая их в интернете, и может именно поэтому так часто мы сталкиваемся с откровенным невежеством наших молодых артистов. Но эта другая тема.
Конечно, библиотека опустела, и что? Закрывать? Даже в страшном сне такое не может привидится. Возглавляет библиотеку уже не годы, а десятилетия Вячеслав Петрович Нечаев, ученый, человек энциклопедического образования. Да и весь штат – это высочайшие профессионалы, к которым можно обратиться по любому вопросу в области искусства театра. И я горжусь тем, что у Союза есть такая библиотека. Хотя проблем много: надо переводить фонды на цифру, это дорого и трудоемко. Надо повышать зарплаты сотрудникам. Не буду перечислять всего того, что нужно. Как бы не было трудно, но делать надо. Искать новые формы работы? Безусловно, тоже надо. И мы это уже делаем. Недавно в читальном зале состоялся режиссерский показ современной пьесы, собралась молодежь. Мне сотрудники рассказывали, что молодые ребята были оглушены этой для них непривычной атмосферой, они признавались, что нигде так себя не ощущали. Мы, конечно, будем повторять этот опыт, может, возникнут еще идеи.
Но, как мне кажется, все-таки важно в первую очередь сохранить библиотеку как библиотеку, в ее первоначальном важном значении. Тенденция превращать все и вся в культурные центры тоже опасна. Могут и должны быть театры, работающие как мультимедийные площадки, как культурные центры, но не обязательно все и подряд, все-таки должны быть театры, сохраняющие свое первостепенное назначение и только.