Доклад Александра Калягина на Южном театральном форуме СТД РФ
Мы публикуем текст выступления Председателя СТД РФ Александра Калягина на проходящем в Ростове-на-Дону Южном театральном форуме СТД РФ.
Ростов-на-Дону, 25 сентября 2014
Дорогие друзья!
Я рад, что Всероссийский форум «Театр — время перемен» проходит именно в Ростове-на-Дону. Во-первых, потому что давно назрела необходимость встретиться с вами, представителями театров Южного округа. А во-вторых, мне кажется, это важно, что Ростов в дни форума станет территорией театра.
Я уверен, что не только я, но и каждый из вас все это время с тревогой следит за событиями на Украине. Первой ростовская земля услышала и увидела эту трагедию, сюда бежали от войны женщины и дети, и вы приняли всех, помогли и отогрели. Спасибо вам! Когда пытаются нам внушить, что на российских каналах идет пропаганда, то я говорю, можно не слышать того, что говорят, достаточно увидеть эти документальные кадры. Они говорят сами за себя, комментарии даже не нужны. Это действительно трагедия, которая унесла столько жизней.
Безусловно, есть третья сила, которая встала между нашими народами. Не буду долго говорить, приведу одну цитату американского ученого Рональда Стила: «Культурные сообщения, которые мы передаем через Голливуд и McDonald,s, распространяются по всему миру, захватывая и изменяя другие общества. В отличие от традиционных завоевателей, нам недостаточно просто подчинить других: мы настаиваем на том, чтобы они стали, как мы. Разумеется, ради их же блага».
Вы поняли, оказывается, все делается ради нашего блага, нас не только хотят подчинить ради нашего блага, этого мало - подчинить, мы должны стать такими, как они. Вот какие амбиции у «самой цивилизованной и самой демократичной» страны мира.
Вы знаете, я понял, что западные политики, как оказалось, совсем не знают нашего человека. Весь опыт мировой истории прошел мимо них. Они забыли, что мы можем проиграть одно сражение, но войну мы обязательно выиграем.
Теперь о радостном событии. Сегодня с нами представители театров Республики Крым и Севастополя, мы приняли их в нашу театральную семью. В ближайшем будущем в нашем Союзе станет на два региональных отделения больше. Это замечательно. Мы должны им помогать и сделать все, чтобы они почувствовали себя равноправными участниками театрального процесса России.
Заканчивается Год культуры, на который возлагалось столько надежд. Много хорошего действительно произошло. Создан Центр гастролей при Министерстве культуры и проведено 22 гастрольных тура в 30 регионах России. Сделано действительно важное дело. Но вот что сообщили нам коллеги из Дагестана, Краснодарского края, Ставропольского и Волгоградской области — по их мнению, никаких положительных изменений в связи с проведением Года культуры не произошло.
И действительно не было решено ни одной проблемы — чехарда с кадрами, в плачевном состоянии материально-техническая база во многих театрах, не возможность пригласить артистов из-за отсутствия служебных квартир, низкие заработные платы.
Правда, не все отделения высказались в столь категоричной форме по поводу Года культуры, были и другие мнения, например, позитивные изменения произошли в Северной-Осетии Алания, где в Год культуры активизировалась гастрольная деятельность и увеличилась зарплата. В Чечне, где проходят регулярные гастроли. В Калмыкии, в которой республиканские театры значительно улучшили материально-техническую базу. Завершился капитальный ремонт и реконструкция Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова, также проведена полная реконструкция Музыкального театра, он оснащен свето-звуковой аппаратурой последнего поколения.
Но при этом в Ингушетии, например, не было построено ни одного театрального здания, театры уже не первый год работают в приспособленных, случайных помещениях. В Карачаево-Черкессии все 4 театра находятся в одном здании с единственной сценой, играют в очередь. Единственное, что произошло в Год культуры, все четыре театра получили гранты Министерства культуры Республики. Хорошо, что Министерство культуры выделило гранты, но мне трудно представить, как четыре театра могут работать на одной сцене. В книгу рекордов Гиннеса можно занести такой опыт.
Очень сложная ситуация сложилась в Краснодарском крае — практически обезглавлены все театры, нехватка кадров просто аховая. Меня потрясло, что вместо повышения зарплаты, вроде утвержденного Постановлением Губернатора Краснодарского края, на сборе труппы Музыкального театра было официально объявлено об уменьшении зарплаты.
А как это могло произойти ? Если Постановление губернатора действительно было, то на каком этапе пути пропали деньги? Какая-то детективная история, которая имела продолжение и дальше.
С середины этого года уменьшены расходы на заработную плату в Армавирском театре драмы и комедии. По признанию директора этого театра финансирование в Год Культуры не рассчитывалось по нормативным затратам, а по принципу: сколько захотели, столько денег и дали.
Что тут скажешь? Надо принимать меры. Это просто произвол. Поэтому и люди здесь не задерживаются.
Непростая ситуация и в Ростовской и Волгоградской областях. Не буду останавливаться на всех частных проблемах, еще раз назову общие — кадры, материально-техническая база, отсутствие служебного жилья, низкие заработные платы.
Конечно, все эти проблемы всплыли не сегодня, ничего неожиданного для себя мы не узнали - за «Дом Актера» в Дагестане бьемся не первый год, наши специалисты побывали практически во всех регионах и ситуация везде нам известна. Но когда все проблемы сводятся в одну таблицу, то как-то отчетливее и неприглядней выглядит вся картина.
Я подумал, а как театры этих регионов были представлены в фестивале «Золотая Маска», это ведь тоже показатель, и самый главный показатель — художественного уровня. К сожалению, список номинантов и лауреатов оказался небольшой. Астрахансикй театр оперы и балета, Краснодарский Музыкальный театр, Ростовский Театр юного зрителя и Ростовский Музыкальный театр, Осетинский обрядовый театр «Арвайден». Вот и все. Кроме театра «Арвайден» ни разу в фестивале не участвовал ни один национальный театр за все годы существования фестиваля.
Я хочу вас спросить, спросить именно представителей национальных театров, почему так происходит? Подаете ли вы заявки, высылаете диски со спектаклями? Чья вина?
Невнимание экспертного совета или ваша не активность?
Я решил обсудить сложившуюся ситуацию на ближайшем секретариате: может нужно, чтобы появилась новая отдельная номинация — спектакль национального театра. Нам надо вместе подумать, но так или иначе надо исправлять такое положение вещей.
Я бы хотел остановиться на проблеме национальных театров, не потому что у них проблем больше, чем у других. Нет. Просто я считаю, как Корогодский говорил о детских театрах, что это театры особого назначения, так и национальные театры имеют свое особое назначение. И именно они требуют особенной поддержки.
Я уверен, что в театрах, как нигде, сохраняются национальная культура и национальный язык.
В международной хартии артистов есть пункт: артист обязан хранить красоту и выразительность языка. Конечно, не всегда со сцены звучит слово, которое передает красоту и выразительность языка. В современных пьесах, мы все это знаем, много словесного мусора. И если сегодня серьезные исследователи говорят о процессе разрушения русского языка, при том, что носителей русского языка миллионы, то мы должны понимать, какая ответственность лежит на театрах, представляющих национальную культуру небольших народов. Я ни в коем случае не предлагаю изолироваться от мира, но любая адаптация к чужой культуре должна происходить без потери собственной.
Что мне представляется необходимым сделать.
Первое. Сохранить традицию национальных студий при столичных театральных вузах, но, может быть, имеет смысл, такие студии открывать непосредственно при театрах с привлечением специалистов, которые бы приезжали в республику и вели занятия. Таким образом, сохранится и связь со своей корневой национальной культурой, и выпускники таких студий будут оставаться в родном театре, а не будут стараться закрепиться в Москве или Петербурге.
Вторая проблема. Это драматургия. Необходимо увеличить количество семинаров национальных драматургов, и СТД РФ эту работу ведет. Но, на мой взгляд, очень важно, чтобы театры были приобщены к мировой и русской литературе, чтобы осваивали опыт мирового театра. Для этого необходимо возродить школу перевода. Важно воспитать профессиональных переводчиков, которые бы предоставляли театру не только классику, но и современную драматургию. И на это должна быть выделена специальная строка в бюджете Министерства культуры, местного или федерального. И это надо обязательно добиться.
Третье. Необходимо внимание средств массовой информации. Необходима популяризация национальных театров. Имена замечательных режиссеров и артистов национальных театров нам известны по отчетам специалистов, которым удалось увидеть их спектакли. Но и региональные отделения и местные министерства культуры должны активнее входить в информационное поле страны. Уверен, что это возможно, если будут предприняты какие-то усилия. Необходимо объяснить власти, что национальные театры — это достояние страны.
Я знаю, что наш Кабинет по работе с национальными театрами Центрального аппарата СТД РФ и Совет по национальными театрами во главе с Рифкатом Исрафиловым ведут активную работу, проводятся режиссерские лаборатории, осуществляются выезды театральных критиков, и здесь очень важно ваше участие.
Я остановился на проблемах национальных театров, но это не значит, что меня не беспокоит ситуация в Краснодарском крае или в Ростовской области. Например, в Краснодарском академическом театре драмы нет главного режиссера, нет ни одного очередного, нет главного художника. В остальных театрах ситуация примерно такая же. Понятно, что кадровой политикой занимается Министерство культуры, а, как занимается, видно по результатам. Но вы ни разу не обратились по этому вопросу ко мне, можно же обратиться и к губернатору. Моя переписка с руководителями регионов, если всю ее напечатать, не уложится в один том, их уже несколько. И я вас уверяю, что в большинстве случаев, письма мы пишем не зря, часто есть результат, на наши просьбы отвечают. Надо только действовать, а не сидеть сложа руки.
Конечно, есть проблемы, решение которых зависит от власти, но есть проблемы, которые можно решить самим. Вот только что прошел молодежный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ». В фестивале принимают участие спектакли, созданные молодыми режиссерами, выпускниками столичных вузов в провинции. В этом году было подано сто заявок, то есть сто человек уехало ставить в российские города: от Тюмени до маленького городка Лесосибирска. А сколько таких ребят приехало к вам? В прошлом году участвовал один новошахтинский театр, и все. Из Южного округа больше театров не было. А дело это замечательное и перспективное. Молодой режиссер может не только поставить один спектакль, но, если все сложится, работать и дальше.
Скоро будет существенно расширена программа стипендий молодым специалистам, которые уезжают работать в российские регионы. Это будут вполне приличные стипендии, что станет серьезной доплатой к небольшим окладам в региональных театрах в сравнении со столичными. Я уверен, что мы заинтересуем талантливых ребят. Причем речь идет не только о режиссерах, но и специалистах самых разных театральных профессий. Я убедительно прошу вас следить за ситуацией, это реальный шанс получить молодого профессионального человека к себе в театр.
Дальше. Должна начать работать еще одна программа поддержки артистов. Министерство культуры будет выделять гранты на поддержку независимых актерских коллективов, скажу вам, достойные суммы. То есть, артисты, собравшись вместе из разных театров области, могут создать творческую группу, скажем, при Доме Актера и получить на свою деятельность министерский грант. Это же тоже замечательный импульс к творчеству. И у нас уже есть заявки.
Отделения СТД РФ должны стать центрами культуры в городе, именно наши отделения должны формировать культурную среду, без которой любой театр начинает чахнуть. Я понимаю, что не везде есть Дома Актера, что работать в двух маленьких комнатах трудно, а иногда и этих двух комнат нет. Но, мои дорогие, эти две комнатки должны стать штабом, где принимаются главные решения, где рождаются идеи и планы.
Я рекомендую всем почаще заходить на сайт СТД, так много полезной информации о всех возможностях, которые предлагает наш театральный Союз. Делается сегодня очень много, в том числе, и для молодежи, для их творческого роста. Надо просто этим всем заниматься.
Мои дорогие! Я хочу вам сказать, что если мы заглянем в историю нашего Союза, то мы поймем, что его создатели положили в основу прекрасный замысел, наполненный добром и любовью. Одна эпоха следовала за другой, менялись правители, государственный строй, а идее Союза, все, кто ему служил, оставались всегда верны. И сегодня Союз театральных деятелей России продолжает оставаться организацией, служащей социальной защите и защите профессиональных интересов каждого ее члена.
Я об этом не очень люблю говорить, но вам скажу: в Южном и Северо-Кавказском регионах за пять лет более 350 человек, членов СТД РФ, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили серьезную материальную помощь на общую сумму более 12 миллионов рублей. Согласитесь, что эти цифры впечатляют.
На самом деле, я приехал, чтобы услышать вас, а не выступать самому. Поэтому готов вас выслушать и ответить на все вопросы.
Теги: Председатель , Творческие проекты, Общественные инициативы