Обращение участников Южного театрального форума СТД РФ
Ключевым вопросом повестки дня Южного театрального форума СТД РФ являлось обсуждение проекта Основ государственной культурной политики. Одобрив в целом подготовленный рабочей группой документ, участники Форума сделали ряд весьма существенных и важных замечаний и предложений. Мы публикуем Обращение Южного театрального форума СТД РФ, которое направлено в рабочую группу проекта Основ. Мы надеемся, что мнение театральной общественности России будет учтено при доработке этого важнейшего для нашей страны документа.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ
«ТЕАТР – ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
Ростов-на-Дону, 25 – 28 сентября 2014 года
О проекте «Основы государственной культурной политики
Российской Федерации»
Деятели отечественного театра, собравшиеся на Театральный форум в Ростове-на-Дону, обсудили проект Основ государственной культурной политики Российской Федерации и заявляют следующее.
Трудно переоценить важность создания Основ – документа, проект которого сейчас внимательно изучается, критикуется, обрастет множеством предложений и дополнений. Своевременность подготовки такого документа не вызывает никаких сомнений.
Конечно, документ создается не с нулевой отметки. Например, еще в 2007 году Союз театральных деятелей Российской Федерации участвовал в разработке для Общественной палаты Российской Федерации доклада «Культура и будущее России. Новый взгляд». И хотя не все, заложенное тогда в этот доклад уверенно воплощалось в жизнь, но многое получило развитие в отношениях государства и творцов культуры. А ряд тезисов нашли отражение в обсуждаемом сейчас проекте.
В проекте нашли отражение многие аспекты реальной культурной политики нашего государства последних лет, которые к сегодняшнему дню уже зафиксированы в законодательстве о культуре и об образовании, в других законах и подзаконных актах. Многое из предложенного в проекте, надеемся, будет учтено при разработке нового закона «О культуре в Российской Федерации». Но если бы Основы государственной культурной политики были бы приняты лет десять назад, и любой проект закона до принятия проводился бы через фильтр этих «Основ…», то театры сегодня не относились бы к сфере услуг в одном ряду с ЗАГСами, парикмахерскими и кладбищами.
Представляется очень важным расширительное толкование в проекте «Основ…» нематериального культурного наследия. «Неотъемлемой частью культурного наследия народов России, – говорится в проекте, – является великая русская литература, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в России уникальная система подготовки творческих кадров». И наше театральное наследие – это не только страницы театральных мемуаров, критических статей и научных монографий, но и сам живой отечественный театр в тех формах, которые присущи именно нашей стране, нашей истории. Мы с уважением относимся к театру в самых разных формах и проявлениях, как говорится, «пусть растут сто цветов». Но доставшийся нам в наследство традиционный российский репертуарный театр, на наш взгляд, должен быть защищен в рамках нематериального культурного наследия России. Это же относится и к уникальной российской системе профессиональной подготовки актеров, которая находится в неразрывном единстве с репертуарным театром. Защита этих ценностей ни в коем случае не должна быть направлена на их музеефикацию. В проекте верно сказано, что «применительно к культурному наследию "сохранение" означает и постоянное пополнение, поскольку история творится каждым прожитым нами днем».
В последние годы все чаще возникает разговор о том, что конституционный принцип доступности культурных ценностей для населения может реализоваться с помощью «удаленного доступа». Действительно, сегодня в любых уголках нашей огромной страны есть телевидение, интернет может сделать доступным обращение и к музейным коллекциям, и к видеозаписям спектаклей. Перестало быть фантастикой, когда спектакль, идущий на сцене La Scala, можно одновременно с теми, кто находится в этом театре в Милане, посмотреть на большом экране с хорошим звуком в одном из крупных залов Москвы или Санкт-Петербурга. И это замечательно, когда в интересах культуры используются современные, быстро развивающиеся технологии. Но в проекте «Основ…» справедливо говорится о том, что «технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства». Поэтому так важно в обозримые сроки решить задачу создания на пространстве нашей страны существенно большего числа качественных театральных, концертных, музейно-выставочных залов и предпринять все необходимые меры для активизации полномасштабной гастрольной и выставочной деятельности.
Не обошли своим вниманием авторы и вопрос о насущной необходимости дать возможность получения за счет бюджета высшего образования по ряду специальностей даже тем, кто уже имеет вузовский диплом. В проекте «Основ…» по этому поводу сказано: «Необходимо также решить вопрос о возможности получения творческой профессии как второго высшего профессионального образования если не бесплатно, то за счет выделения образовательных кредитов». Не можем согласиться с этой формулировкой. Во-первых, не нужно переносить проблему на «все творческие профессии», во-вторых, «…за счет выделения образовательных кредитов…» – это паллиативное решение, а нужно добиваться полноценного, раз оно обосновано и проверено временем. Возможно, этот вопрос нужно решить за рамками Основ государственной культурной политики, не откладывая в долгий ящик. Ведь ежегодно мы теряем на приеме в театральные вузы и в консерватории десятки талантливых молодых людей, потенциальных режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, композиторов.
Мы, собравшиеся на Форум деятели театра, подавляющее большинство которых являются членами старейшей в России общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации», не можем не отметить актуальность затронутого в проекте Основ вопроса о важности выстраивания отношений власти с творческими союзами и общественными объединениями, с постепенным преобразованием этих отношений «в полноценное общественно-государственное партнерство в решении задач государственной культурной политики».
Отдельные формулировки проекта вызывают вопросы. Иногда возникают внутренние противоречия между тезисами, изложенными в разных частях проекта. Например. В разделе «II. Цель, содержание и принципы государственной культурной политики» сказано: «Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан…» Нет спора, культура является важнейшим составным элементом системы просвещения и воспитания. Но неверным было бы сводить функцию культуры только к инструменту, с помощью которого государство через свои органы власти влияет на воспитание и просвещение граждан. Конечно, роль культуры велика в сохранении гражданского и культурного (ментального) единства. Но вряд ли стоит надеяться на то, что сформулированная, проводящаяся в жизнь культурная политика «позволит преодолеть недоверие граждан к власти, с одной стороны, и социальное иждивенчество, с другой…». В любом государстве всегда какая-то часть граждан не доверяет власти, недовольна ею. Вопрос в том, как велика эта доля? Но ее размер зависит не столько от «воспитанности и просвещенности» граждан, сколько от того, как проявляет себя сама власть.
В связи с этим должны отметить, что в проекте «Основ...» не нашлось указания на то, что Свобода и Культура находятся в неразрывном единстве. Известно, что культура, искусство без свободы мертвы, а свобода без культуры – разрушительна. Только культура преобразует свободу в истинную демократию и делает ее созидательной силой. Мы видим тому массу примеров.
В проекте «Основ…» говорится, что нужно исходить «из того, что музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества». С этим нужно безусловно согласиться, но в ряду перечисленных организаций отсутствует телевидение, а оно в современной ситуации играет решающую роль в вопросах воспитания общества, начиная, что важно, с подрастающего поколения. Но вот позитивность роли российского телевидения, включая государственные каналы, в выполнении этой миссии все чаще ставится под сомнение при оценке его деятельности экспертами да и просто гражданами нашей страны.
В условиях конституционного запрета цензуры в нашей стране, действенным ограничителем проникновения пошлости на экраны, и не только телевизионные, но и киноэкраны, да и сценические подмостки могли бы стать сами создатели произведений экранных и сценических искусств. Их объединения как саморегулируемые организации могли бы выработать и принять в рамках своих сообществ (творческих союзов и гильдий) свод корпоративных этических норм, не дожидаясь запретных действий со стороны государства.
Не менее важным считаем восстановление хотя бы какого-то подобия «вертикали власти» в ряде вопросов регулирования культуры, во всяком случае, театрального дела. В целях недопущения принятия некомпетентных решений и произвола в отношениях учредителей с театрами и другими организациями культуры следовало бы установить единый порядок и показатели государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) театрам – бюджетным и автономным учреждениям всех уровней. Региональные органы культуры не подчиняются Минкультуры России, но было бы очень полезно, не нарушая установленное законодательством разграничение полномочий, законодательно определить порядок, при котором по ряду вопросов органы региональной исполнительной власти принимают решения с учетом мнения Министерства культуры Российской Федерации. Среди подобных вопросов в первую очередь следует назвать создание, ликвидацию или реорганизацию путем объединения (присоединения) театров, а также назначение и увольнение по инициативе региональных органов культуры руководителей театров – административных и художественных.
В проекте большой раздел посвящен развитию и защите русского языка. Нет никаких сомнений в том, что русский язык, для России – язык межнационального общения, один из основных факторов гражданского и культурного единства Российской Федерации. И поэтому в проекте совершенно уместно определяются меры, направленные на защиту и развитие русского языка.
Но Россия многонациональная страна. Наряду с русским множество граждан нашей страны владеет языком своей народности, который для них родной язык. В этом тоже состоит богатство культуры нашей страны. Из 600 государственных и муниципальных театров России около 100 – это театры, которые принято называть «национальными». Здесь спектакли идут на разных языках народов России. Во многих республиках считают, что их национальные театры являются хранителями языка. А с этим делом не везде все обстоит достаточно благополучно. Наши столичные театральные вузы, проводя набор студентов на национальные актерские курсы, в той или иной республике неоднократно сталкивались с ситуацией, когда молодые люди, заканчивающие школу в столице этой республики, плохо знают свой коренной язык. И в поисках абитуриентов – уверенных носителей этого языка, приходилось отправляться в поездку по отдаленным от центра районам. Утрата любого живого языка – это утрата важнейшего элемента нашей общей многонациональной культуры. Поэтому считаем, что в проекте Основ наряду с разделом, посвященным русскому языку, должен появиться раздел о защите языков других народов Российской Федерации.