Новости | СТД РФ

Что происходит с артистом?

Журнал "Театрал"

Мы всегда недовольны современным театром. Все время у нас кризис. Мне друзья говорят: «А ты помнишь такое время, когда театр не был в кризисе?» Действительно, кризис всегда. Может это и правильно, что театр так себя ощущает, может, поэтому и не стоит на месте, движется, развивается, ищет выходы. Находит их или еще больше себя загоняет в тупик. И снова ищет. В театр приходят люди неуемные: артисты – жадные до ролей, режиссеры, которые продолжают искать новые формы...

Старые не понимают молодых, молодые не слушают стариков. Я, к примеру, спрашиваю: «Ну, почему сегодня артисты так плохо говорят, почему выглядят статистами? Где личности, где масштаб? Их что, перестали учить?» А мне отвечают: «Так ведь время постдраматического театра, а в этом театре артист используется лишь как одна из игровых кнопок». Конечно, обидно быть «кнопкой», вспоминаешь более приятное: «Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист». (К.С. Станиславский).
Ну ладно, бог с ним с артистом, пусть он только «кнопка», но и Пушкин, и Шекспир, и Гоголь – тоже «кнопки»? Почему над ними и всеми другими классиками так издеваются? И меня снова ставят на место, чтобы глупых вопросов больше не задавал. Мне объясняют, что театр, наконец, освободился от порабощения литературным текстом, нет больше повествовательной образности. Я несколько шокирован, но спросить, а где же смысл такого спектакля, вернее, перформанса или проекта (слово «спектакль» нынче тоже атавизм, я уже не решаюсь.

Мою иронию я хочу, чтобы правильно поняли. Постдраматический театр, постмодернизм или что-то еще подобное, пожалуйста, пусть существуют. Если есть адепты этого искусства, дай бог, чтобы оно было талантливо и нашло своего зрителя.

На новогодних каникулах, находясь в Нью-Йорке, посмотрел спектакли театра «Глобус». Билеты было не достать, английской труппе пришлось даже продлить на месяц гастроли. Зрители, стоя по четыре часа, заворожено смотрели эти спектакли традиционного театра Англии. Я сам смотрел с восторгом каждый спектакль, завидовал совершенству актерских работ. Наверное, можно и без постдраматического театра быть интересным современному зрителю.

А совсем недавно я увидел спектакль Льва Додина «Вишневый сад». Если честно, я давно мечтал об этих забытых ощущениях, когда сидишь в театре и понимаешь, что смотришь совершенное произведение. Такое со мной происходило очень давно, уже даже казалось, что больше не случится – и вдруг «Вишневый сад». Какие актерские работы! Как придумано пространство! В каждой детали, в каждом жесте столько смысла! Наверное, можно возликовать и во весь голос закричать: «Вот оно, торжество психологического театра. И вовсе не умер наш русский театр, господа!»

Но на самом деле, какая разница, психологический это театр или какой-то другой, главное, что подлинный и восхитительный. Додинский спектакль хочется рассказывать весь целиком, переходя от одной сцены к другой, описывать детали, жесты, фразы... Кричать браво каждому артисту, восхищаясь каждым отдельно, и тем, как они существуют вместе.

«Люди отвыкают слышать, менять интонацию. Мне кажется, в этом сегодня и есть смысл и необходимость подлинного театра, который бы возвращал людям способность расслышать человеческую интонацию. Расслышать дрожь человеческого голоса. Разглядеть глаза, увидеть, что слезы не льются потоком, как в сериале, а где-то они накапливаются…» – это из интервью Льва Додина перед премьерой «Вишневого сада».

Так все просто, понятно и точно. И пусть умные теоретики вещают про «состояние паратаксиса, охватывающее основные элементы театрального произведения». А мне важно, как и это было всегда, со сцены услышать живую человеческую интонацию.

Искать

Архив новостей


Дата публикации 31 мая 2023 г.

Новый выпуск журнала «Страстной бульвар,10» №9-259/2023

Новый выпуск журнала Страстной бульвар,10.

Дата публикации 27 мая 2023 г.

Театральные уроки для детей Донбасса | видео репортаж 8 смены

Союз театральных деятелей России дарит детям Донбасса возможность принять участие в программе "Театральные уроки". Уже 8-ая смена завершила свою работу в Крыму, в санатории СТД РФ "Актер" в Ялте.

Дата публикации 22 мая 2023 г.

«Пробуждение весны». Музыкально-поэтический вечер в Центральной научной библиотеке СТД РФ

В четверг, 25 мая, приглашаем вас на музыкально-поэтический вечер «Пробуждение весны», посвященный 150-летию композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Вечер пройдет в Центральной научной библиотеке СТД РФ.

Дата публикации 30 апреля 2023 г.

«Страстной бульвар, 10», №8-258

Вышел очередной номер «Страстного бульвара, 10», №8-258

Дата публикации 27 апреля 2023 г.

Театральные уроки | 7 смена

С 10 по 24 апреля в Ялте в санатории «Актер» СТД РФ проходила 7-ая смена «Театральных уроков», в которой принимали участие дети из Донецка и Луганска. Предлагаем вашему вниманию видеоролик об окончании смены.

Дата публикации 20 апреля 2023 г.

ПОСВЯЩЕНИЕ ОСТРОВСКОМУ | фоторепортаж

17 апреля в читальном зале Центральной научной библиотеки СТД РФ состоялся вечер, посвященный памяти Александра Николаевича Островского. Публикуем фоторепортаж. 

К сожалению, таких новостей нет.