Выступление Г.А. Смирнова на общественном обсуждении спектакля «Тангейзер» в Министерстве культуры РФ
На нашем сайте опубликован полный текст выступления заместителя Председателя СТД РФ Г.А. Смирнова на общественном обсуждении спектакля Новосибирского театра оперы и балета «Тангейзер». Стенограмма обсуждения доступна на сайте Министерства культуры Российской Федерации. Читать на сайте Министерства
В.В.АРИСТАРХОВ: Мы приглашали к нам сюда Александра Александровича Калягина. Он принять участие не смог. А есть у нас кто-то в зале от Союза театральных деятелей? А, есть, да? Пожалуйста, Смирнов Геннадий Александрович — заместитель председателя Союза театральных деятелей.
Г.А.СМИРНОВ: Спасибо. Как только возникла перспектива судебного разбирательства в отношении спектакля Новосибирского театра оперы и балета, Александр Александрович Калягин свою позицию высказал открыто и недвусмысленно. Она была опубликована на сайте Союза театральных деятелей, потом продублирована в социальных сетях. Смысл позиции Союза театральных деятелей, высказанный председателем союза Александром Александровичем Калягиным, таков: Союз театральных деятелей твердо стоит на позиции, зафиксированной в 44-й статье Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантирована свобода литературного и художественного творчества.» Это базовый принцип, на котором мы строим всю свою работу — и в том числе в отношении творческих работников, членов Союза театральных деятелей.
Я думаю, что градус общественного обсуждения этой коллизии был бы намного ниже, если бы в качестве ответчика истец назвал только театр, не привлекая к судебному разбирательству режиссера-постановщика. Дело в том, что в судопроизводстве есть понятие ненадлежащего ответчика. Вот режиссер-постановщик, по своей сути, является в чистом виде ненадлежащим ответчиком. Он поставил спектакль. Он поставил спектакль в рамках того договора, который был заключен между ним и театром, и он несет ответственность за поставленный спектакль перед театром как заказчиком этого художественного произведения. Хорошее это произведение или плохое — не имеет никакого значения на самом деле, потому что в отношении художественных произведений действует другой базовый принцип, признанный всеми, — это принцип равного достоинства. И в этом смысле перед правом и Акунин, и Достоевский, которых упомянул здесь выступающий передо мной г-н Легойда, — равны. Поэтому смотрел кто-то этот спектакль, не смотрел, нравится этот спектакль, не нравится — не имеет никакого значения, вопрос должен быть переведен исключительно в правовую плоскость. И в этой правовой плоскости режиссер-постановщик неподсуден. Это нужно признать. Он, как я уже сказал, «ненадлежащий ответчик». Решение о публичном исполнении спектакля, в соответствии с нашим законодательством, принимает исключительно театр и его руководитель — Б.М.Мездрич. Вот он и есть ответчик. И он, как я понимаю, ответил перед судом. А Тимофея Кулябина, как режиссера-постановщика, нужно было оставить в покое. У него есть другая ответственность. Мы, говоря о свободе творчества, абсолютно четко понимаем, что свобода нигде не является абсолютной.
Я вам прочту цитату. Когда мы обсуждали Основы государственной культурной политики, Александр Александрович Калягин направлял письмо разработчикам, в котором написал, в частности, что «недостаточно определенно в этих Основах говорится об особой миссии и ответственности художника перед обществом. Свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях. Творческая деятельность должна рассматриваться как служение обществу.» Вот, я думаю, что режиссер-постановщик об этом бы должен был задуматься прежде всего. О своей миссии как художника. О своей ответственности перед обществом. И тогда, я думаю, и градус этого общественного обсуждения был бы совсем иным.
И последнее, что я хочу сказать. Я знаю, что Борис Михайлович Мездрич, как руководитель театра, принял решение в последующих постановках не использовать тот элемент декорации, который вызвал наиболее негативную реакцию со стороны зрителей, общественности и т.д. Я имею в виду этот самый постер.
Это шаг навстречу противникам этого спектакля, тем, кто видит в нем оскорбление чувств верующих. Думаю, что следующим шагом должен бы быть отзыв судебного иска из прокуратуры, поскольку уже сегодня утром я слышал, что зампрокурора Новосибирска вроде бы готовит апелляцию на решение мирового судьи. Я думаю, что это противостояние не способствует накоплению доброты в нашем обществе. Любое противостояние способствует лишь накоплению зла. Это позиция Союза театральных деятелей, Александр Александрович Калягин ее высказал, она известна, и вы о ней знаете. Спасибо.