Открытое письмо в Министерство культуры РФ от Гильдии театральных режиссеров России и Гильдии театральных менеджеров России
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в Министерство культуры РФ
Уважаемые господа!
Думаем, что Вы согласитесь, что ситуация, складывающаяся вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», максимально явно выявила ряд очень важных, и несомненно болезненных проблем современной российской театральной культуры. Более того, стал очевиден раскол культурного сообщества. Мы убеждены, что на данный момент нам всем просто необходимо противостоять этим процессам и сообща вести поиск взвешенного решения, которое смогло бы содействовать не еще большему разобщению, а послужить началом конструктивного диалога между художником, обществом и государством.
Не имеет смысл оспаривать тот факт, что в задачи сильного и дееспособного государства входит формирование общекультурной доктрины, но точно также бесспорно право режиссера на интерпретацию. Сама суть нашей профессии в создании нового, оригинального произведения в соответствии с законами театра – в противном случае наша деятельность теряет всякий смысл. При этом мы прекрасно осознаем, что недопустимо намеренное оскорбление художником любого сегмента зрителя и безответственная сознательная провокативность, но также невозможен выход из дискуссионного поля на территорию административного решения конфликта.
Достойны уважения заботы неравнодушной части культурного сообщества о том, чтобы лучшие образцы классической культуры избежали искажений, но не может не вспомнится, что подобные обвинения высказывались и в отношении тех, кто сейчас стал золотым фондом российского театра - Мейерхольду, Таирову, Вахтангову, Товстоногову, Эфросу, Любимову… Да, мы считаем своим долгом защитить свободу самовыражения художника, его безусловное право на интерпретацию и переосмысление, но мы ни в коем случае не отрицаем его ответственности перед обществом, особенно сегодня, когда мы в большинстве своем расколоты и полярно настроены.
Коллеги, мы убеждены, что для развития отечественной культуры будет губительно возвращение к не такой уж давней практике цензурирования. Что внутренняя ответственность художника за свое публичное высказывание, которой никто не отрицает, не может насаждаться насильственно, тем более посредством административного вмешательства, а может только воспитываться профессиональным сообществом, которое несет за него ответственность. Нас крайне настораживает, что некие ученые, о которых режиссерское сообщество не имеет никого понятия, вдруг взялись определять возможные границы интерпретации классики. Что само по себе не допустимо, так свобода интерпретации - неотъемлемое право любого творческого человека. Также абсолютно понятно, что массовый успех или неуспех говорит лишь о доступности, кассовости произведения, а не о качестве оного. Убеждены, что только соблюдая эти постулаты мы сможем содействовать развитию культуры, а не ее консервации и музеефицированию.
А это, как нам кажется, наша с вами, господа, общая задача.
По поручению Гильдии театральных режиссеров России Фокин Валерий Владимирович
По поручению Гильдии театральных менеджеров России Полянкин Анатолий Евсеевич