О лаборатории для театральных педагогов Дмитрия Брусникина
С 17 по 22 марта 2014 г. в г. Москве Кабинет драматических театров Союза театральных деятелей России провел лабораторию для молодых педагогов по актерскому мастерству под руководством заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Школы-студии МХАТ им. Вл.И.Немировича-Данченко Дмитрия Брусникина. Занятия проходили в Синем зале ЦА СТД РФ. В работе лаборатории приняли участие педагоги из ведущих театральных вузов страны: Ярославского государственного театрального института, Уфимской государственной академия искусств им.З.Исмагилова, Екатеринбургского государственного театрального института, Самарской государственной академии культуры, Оренбургского государственного Института искусств им.Л.иМ.Ростроповичей, Пермской государственной академии искусства и культуры, театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.Собинова, факультета культуры Дагестанского государственного университета, Новосибирского государственного театрального института, Казанского театрального училища.
Открытие этой лаборатории продиктовано потребностью времени. В профессиональном сообществе идет острая дискуссия: чему и как учить актеров сегодня, как сохранить правильный баланс между классическим образованием и новациями, воспитать конкурентоспособных молодых актеров. Лаборатория призвана повысить квалификацию педагогов и нацелена на молодых творческих преподавателей, обеспокоенных поиском новых форм работы со студентами.
Работа лаборатории началась со встречи с Ниной Карповой, театральным критиком, заведующей литературной частью Московского Академического театра «Сатиры», членом экспертного совета московской театральной премии «Гвоздь сезона» и международного фестиваля дипломных и постдипломных спектаклей «Твой шанс». Встреча проходила в формате «вопрос-ответ». Нина Никитична кратко охарактеризовала особенности некоторых театральных школ, обозначила проблемы, которые выявляются при трудоустройстве бывших студентов, в том числе — неумение импровизировать на показах в театрах. Так тема импровизации была заявлена с первого занятия и дальше активно звучала во время тренинга, методику которого продемонстрировали и подробно разобрали с участниками лаборатории преподаватели Школы-студии МХАТ Сергей Щедрин и Алексей Розин. Беседы с Брусникиным также носили более чем конкретный характер. Разговор опирался на обсуждение методики, которую использовал Дмитрий Владимирович при работе над учебными спектаклями, которые участники лаборатории смогли посмотреть в эти дни. «Это тоже я» - учебная работа, сделанная с использованием технологии вербатима. Подробно остановившись на способах сбора материала, его обработки и компановки, Брусникин отметил: «Приближение к человеку шло через долгое внимательное рассмотрение. Ведь важен не только текст, но и жест, мимика. Из руды нужно найти тему, отметить, где болевые точки персонажа, нужна драматургическая обработка материала. Как адвокат отстаивает своих подзащитных, так и артист должен внутренне отстаивать персонаж. Документальный материал должен быть возведен в художественную степень. Тогда это будет интересно». Обсуждая выбор литературного материала для работы со студентами, Мастер отметил: «Я убежден, что в процессе обучения необходим Достоевский. Как для англичан национальным автором является Шекспир, он еще — и предмет технологии, так для нас, для России национальный автор — Достоевский. Студенты крепчают актерскими мышцами, когда изучают Достоевского и Шекспира. Но важно не просто заниматься, но серьезно изучать, погружаться в автора, в среду, в наблюдения, в тему, подробно разбирать текст, изучать дневники писателя — ведь этот тоже своеобразный вербатим, видно, каким образом он находил своих персонажей». Брусникин рассказал, как студенты, используя технологию вербатима, искали своего персонажа Достоевского среди современных петербуржцев, и таким образом шло приближение текста к себе. Результатом стал спектакль «Бесы», где существуют разные стили актерского существования. Также важно использовать в педагогической работе современную драматургию, научить слышать музыку современного слова - на курсе недавно появилась учебный спектакль «Выключатель» по драматургии Максима Курочкина. В планах — работа над шекспировским «Гамлетом».
Результативность применения технологии вербатима (все педагоги очень высоко оценили просмотренные студенческие работы) вызвала большую заинтересованность этой методикой и желание использовать ее в собственной практической деятельности. Педагоги договорились с Мастером, что к следующей лаборатории они подготовят вербатим со своими учениками и привезут видеозаписи полученного материала для совместного обсуждения. В программе лаборатории, помимо семинарских занятий и обмена опытом педагогов разных школ, был предусмотрен просмотр и обсуждение спектаклей московских театров, поставленных лучшими мастерами режиссуры и театральной педагогики, таких как «Лада или радость» по Т.Кибирову (реж. М.Брусникина) и «Будденброки» Т.Манна (реж.М.Карбаускис) в РАМТе, . «Волки и овцы» А.Островского и «Три сестры» А.Чехова (реж. П.Фоменко) в театре «Мастерская Петра Фоменко», «Вечер с Достоевским» (реж.В Фокин) и «Лондон-Шоу» по Б.Шоу (реж.К.Райкин) в театре «Сатирикон», «Игроки» Н.Гоголя (реж. С.Женовач) в театре «Студия театрального искусства», «Обрыв» по И.Гончарову (реж. А.Шапиро) в МХТ им.Чехова.
Теги: Драматический театр, национальный театр, Творческие проекты