Отчет о лаборатории женщин-режиссеров под руководством Камы Гинкаса
С 28 февраля по 4 марта 2014 г. в Москве Кабинеты драматических и национальных театров СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России и международным отделом СТД РФ провели очередные занятия международной лаборатории режиссеров драматических театров под руководством народного артиста РФ Камы Гинкаса. Занятия проходили в Синем зале СТД РФ и в Московском театре юного зрителя. В лаборатории приняли участие режиссеры-женщины из Перми, Махачкалы (Республика Дагестан), Самары, Нижнего Новгорода, Краснодара, г. Шарыпово (Красноярский край), Абакана (Республика Хакасия), Казани (Республика Татарстан), Кызыла (Республика Тыва), Чебоксар (Чувашская Республика), Москвы, а также их коллеги из Белоруссии, Украины, Болгарии и Германии.
На этот раз предметом режиссерского анализа послужила пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?». Гинкас провел участниц лаборатории через все ступеньки разбора пьесы. Начав как бы издалека, провокативно, с игры «в Ялту» (изначально проведение лаборатории планировалось в рамках Ялтинского театрального форума), Кама Миронович подвел участниц к осознанию двойственной природы игры. Игра всерьез «в то, чего нет» послужила включением в суть взаимоотношений персонажей. В диалоге с Мастером режиссеры искали ответы на самые важные вопросы, которые ставит Олби: Что произошло на вечеринке? В чем причина обострения отношений персонажей? Есть ли любовь между ними? В чем она проявляется? Любовь ли это? Почему у них вечный бой? Кто виноват, что у них нет ребенка? Кто из них предложил игру в несуществующее и почему? Кто такая Вирджиния Вульф? В первый раз Марта приводит молодого человека домой или она делает это постоянно? Зачем ей нужны измены, которые «не имеют никакого смысла»? Почему Джордж убивает ребенка? Почему звучат колокольчики, что значит этот звон? И так далее …. По мнению Гинкаса, только такой детальный, подробнейший и конкретный разбор дает возможность услышать автора, разгадать его замысел, вскрыть тайные причины взаимодействия героев, чтобы транслировать это знание через актеров зрителям. «Воздействие искусства — это жизненный урок, который мы проходим не умирая. Я устраиваю в своих спектаклях острые моменты и заставляю зрителя их пережить. Чтобы было как на американских горках — и ты многократно остаешься живым. Безопасный опыт».
Гинкас говорит: «Я хочу, чтобы вы научились понимать, что как вы проанализировали пьесу, такой спектакль вы и будете ставить. Правильно поставленный вопрос — это и есть режиссура. Важно пройти через все вопросы, ответить на них. Как вы решите - очень подробно , что хотят или не хотят эти люди друг от друга — так и будет. Режиссура — это технология, это — тактика и стратегия».
Подводя итоги лаборатории, Гинкас сказал: «Мы прошли какой-то путь, который делает эту историю живой — лирической, эротической, несомненно, комической и, одновременно, трагической. Если вы слышите — в пьесе герои все время рубят друг друга. Ищите все возможность смягчить ситуацию — ведь это очень нежная история, про людей, которые играют в несуществующее. Конфликт — нехорошее слово. Пьеса очень хитрая, ловкая. Не надо ее спрямлять. Влезая в пьесу, в ремарки автора надо понять, что они слишком прямые, не соответствуют образам. Это же замечательная пара, которая идеально подходит друг другу. Тогда - в чем же дело? Идеально подходят, а жить не могут. Играют в то, что сын есть, и бояться потерять этого придуманного сына. Как дети — по-серьезному, со стопроцентной верой в реальность. Смертельная игра на уровне болезни. Когда-то Джордж придумал эту игру, чтобы спасти Марту. Но они заигрались. Детская игра стала жизненно необходимой. Марта уже не понимает, где реальность, а где вымысел. Джордж спасает Марту, он убивает ребенка — но этим он разрушает их общую жизнь».
В программу лаборатории также вошел просмотр и режиссерский анализ спектаклей московских театров в постановке Камы Гинкаса («Медея», Московский ТЮЗ), Генриетты Яновской («С любимыми не расставайтесь», Московский ТЮЗ), работы режиссеров-женщин на московской сцене («Мама-Кот», режиссер Полина Стружкова, Московский театр им. Вл.Маяковского), интерпретация классики («Некто Нос», режиссер Эрик де Сарриа, Центральный театр кукол им. С.В.Образцова), студенческие работы («Трамвай «Желание», реж. А.Гуськов, Школа-студия МХТ, мастерская К. Райкина).
Теги: Драматический театр, национальный театр, Творческие проекты