Новости | СТД РФ

Гордыня и предубеждение

Количество сообщений в медиапространстве о том, что в фейсбуке Кирилл Серебренников отказался от участия в фестивале «Золотая Маска», вчера просто зашкаливало. Причем Кирилл высказался только в фейсбуке, пока официальных заявлений от него не было. Наверное, информация о начале военных действий вызвала бы меньший интерес. В чем дело? Может заявление Серебренникова, а до того Константина Богомолова – это и есть своего рода объявление о войне на нашей театральной территории. Но кого с кем? 

«Я еще не дошел до той степени падения, чтобы мои спектакли оценивала компания Кокшеневой-Егошиной-Токаревой», — написал Богомолов.

«Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей», — это уже Серебренников, который фамилий не называет, и можно только догадываться, кого именно он имеет ввиду.

Хочу обратиться к этим молодым талантливым режиссерам:

Друзья мои!

Смирите гордыню.

Во-первых, вы не пишете романов, когда за все отвечает только сам автор, и тогда он волен участвовать или не участвовать в каких-либо литературных конкурсах. Вы работаете в театре, и в числе авторов ваших спектаклей есть еще другие талантливые люди. Хорошо бы учитывать и их мнение.

Я еще могу предположить, что Серебренников, возглавляя свой театр, может участвовать или не участвовать в том или ином фестивале. Но Богомолов, выпуская спектакли, скажем, в театре «Ленком», или во МХТ, или в каком-то еще другом театре, наверное, самолично такого решения принимать не может. Но дело даже не в этом.

Ведь так можно дойти и до полного абсурда – не пускать зрителей на свои спектакли, которые по каким-то причинам не принимают ваш спектакль. Пропускать их через специальные защитные рамки и допускать на свой спектакль только избранных - только тех, кто достиг понимания, и только тех, кто способен оценить ваше творчество по достоинству.
Родные мои!

Нельзя забывать, что театр – это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному, чаще всего, диаметрально по- разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения.

Второе. Вам не нравится состав экспертного совета, поскольку в него вошло два-три человека, которые, допускаю, по весьма серьезным соображениям вас не устраивают. Но есть и другие девять-десять человек, которые не вызывают у вас возражения, хотя вполне вероятно, что именно среди них есть как раз те люди, которые вызывают раздражение уже у других деятелей театра. Кто-то, например, нервно реагирует на фамилии, скажем, Шендеровой, Карась и Фукс.

Мы должны учитывать их мнения или нет? Если мы хотим быть толерантными, по-европейски терпимыми к другому, то значит, должны.

Надеюсь, вам понятно, что мы никогда не соберем экспертный совет, который одобрят абсолютно все.

Жизнь вся состоит из компромиссов – это истина, которая хорошо вам известна и без меня. Это не значит, что надо поступаться своими нравственными или художественными принципами, я не призываю становиться конформистами. Но я призываю в своих решениях исходить не только от себя, своих ощущений, своих амбиций. Есть общее дело, есть коллеги, есть отечественный театр, ведь мы все стремимся к тому, чтобы наш театр развивался, обновлялся, был разнообразным, но при этом сохранял и свое единство. А мы все время тонем в склоках, в глупой бессмысленной междоусобице. Иногда выгоднее сдать одну позицию, но при этом выиграть все сражение – так поступали великие полководцы, которые одерживали победы.

Что могу сказать, мне очень жаль, что такие яркие режиссеры отказываются принимать участие в главной театральной премии России. Мы всегда стремились, чтобы «Золотая Маска» демонстрировала наиболее полную театральную картину страны, чтобы в премии были представлены разные театральные работы.

«Золотая Маска» всегда вызывала споры, бурные обсуждения, критику, а как же иначе, ведь это живое дело, в котором всегда находятся недовольные и несогласные. Сегодня негодуют одни, завтра другие – это нормальный процесс большой театральной страны.
Я хочу призвать всех: уважайте себя, уважайте мнение ваших коллег, уважайте противоположные эстетические взгляды. Ни у кого нет права узурпировать театральную эстетику, заявлять, что вот это главное, а это второстепенное. Время все расставит на свои места. Важно, чтобы в истории от нас остались талантливые спектакли, а не скандалы, склоки, хамские реплики в социальных сетях и различные проявления нетерпимости.

С уважением, Александр Калягин

Опубликовано 16.10.2015

Теги: Прямая речь

Искать

Архив новостей


Дата публикации 21 января 2019 г.

Театр начинается с... детства

Начался 2019 год – Год Театра. Много ожиданий, надежд, планов... Долго составляли Программу проведения Года Театра, старались ничего не упустить. Но все-таки непростительно упустили — не продумали специальных проектов, которые были бы направлены на поддержку театров, в которых играют дети.

В России сегодня работают 14 детских театральных школ и более 1000 театральных отделений детских школ искусств. И в них занимаются наши дети, очень много детей, которые именно здесь приобщаются к театру, правильнее сказать, приобщаются вообще к культуре. Во многих небольших российских городах детские школы искусств, по сути, являются единственными центрами культуры.

Дата публикации 21 января 2019 г.

Я желаю вам любить театр так, как вы любите своих детей

Из выступления Александра Калягина на открытии Всероссийского театрального марафона, Владивосток, 18 января 2019 года:

Чтобы сделать этот праздник, мы готовились к нему долго. Пытались все учесть и, надеюсь, учли, хотя, надо думать, прибавятся какие-то вещи, которые будем решать все вместе в течение этого года.

Это праздник не только театра, не только актеров и тех, кто работает на всех сценах по всей стране. Прежде всего, Год театра - это год зрителя. Я вам желаю полюбить театр так же, как и любите все вы своих детей!

Дата публикации 22 марта 2016 г.

МНОГОЛЕТНЕЕ ОЖИДАНИЕ

Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство. Иногда артисты уходят из жизни, так ничего и не дождавшись. Ситуация более чем странная, ведь, на самом деле, от государства ничего не требуется – ни одно почетное звание не дает никаких особых привилегий.

МоскваДата публикации 6 февраля 2016 г.

Усталость режиссера

Когда-то Георгий Товстоногов назвал профессию режиссера самой трудной в мире. И это правда, а потому и режиссеров всегда немного, их имена наперечет, а талантливых и вовсе единицы. Талант «усыхает», – предупреждал тот же Георгий Александрович, - если его лишить возможности работать.

МоскваДата публикации 16 октября 2015 г.

Гордыня и предубеждение

Количество сообщений в медиа пространстве о том, что в фейсбуке Кирилл Серебренников отказался от участия в фестивале «Золотая Маска», вчера просто зашкаливало. Причем Кирилл высказался только в фейсбуке, пока официальных заявлений от него не было. Наверное, информация о начале военных действий, вызвала бы меньший интерес. 

Дата публикации 15 октября 2015 г.

Реплика из-за кулис

Выступление В.В. Путина на заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН обсудили в России и за рубежом. Высказались политологи самых разных толков, историки с научными степенями, представители различных партий, госчиновники, депутаты и т.д. и т.п. Объявили свою позицию оппозиционеры, либералы и патриоты...

К сожалению, таких новостей нет.