Александр Калягин: Усталость режиссера
Колонка Александра Калягина в новом номере журнала «Театрал» посвящена судьбе двух уникальных московских театральных коллективов, оказавшихся в сложной ситуации, - «SOUNDRAMA» Владимира Панкова и «Студия театрального искусства» Сергея Женовача.
Когда-то Георгий Товстоногов назвал профессию режиссера самой трудной в мире. И это правда, а потому и режиссеров всегда немного, их имена наперечет, а талантливых и вовсе единицы. Талант «усыхает», – предупреждал тот же Георгий Александрович, - если его лишить возможности работать.
Ко мне недавно пришел в СТД Владимир Панков, и я его не узнал. Вместо импульсивного, всегда наэлектризованного Володи с вечно горящими глазами в кабинете появился апатичный, откровенно уставший молодой человек. И его первая фраза соответственно и прозвучала: «Я устал…»
А ведь действительно можно устать – тринадцать лет театр работает, создано много интересных спектаклей, сложился свой круг зрителей, а надо продолжать доказывать, что уже достоин того, чтобы жить в собственном доме. Хотя это смешно, ведь всем очевидно, что это очень интересный театр, единственный, который развивает свое театральное направление.
Музыкальная студия SounDrama завоевала множество престижных театральных наград, успешно выступает на многих международных театральных фестивалях, покоряет зрителей не только России, но и мира. А помещения у театра как не было, так и нет. Какое-то время театр теснился в «Гоголь-центре», красиво называясь резидентом, но, естественно, сразу стало понятно: два разных театра существовать под одной крышей не могут. И Серебренников, и Панков – два талантливых режиссера, и каждый из них имеет свои замыслы, планы, идеи, каждый выстраивает свой график работы, и чаще всего этот график мешает работе другого. И никто здесь не виноват – ни Серебренников, ни Панков.
Безусловно, что Панкову и его команде нужен свой театр. И я убежден, что это можно сделать, если всерьез заняться такой проблемой. Например, найти, завод в Москве, в котором существует неиспользуемое пространство – какой-нибудь заброшенный цех, не приносящий доходов, но если в нем возникнет театр, то статус завода моментально изменится. Это же такая реклама!
Существует же специальное ведомство, в котором собрана вся информация о заброшенных ДК, складах, разорившихся предприятиях... etc, но как получить эту ценную информацию?
Почему бы не предложить театру войти в неживое пустое пространство и сделать его живым. Для этого не нужны миллионы, которых сегодня нет, надо только постараться найти этот гипотетически существующий завод или склад, или старый Дом пионеров и… соединить его с реальным театром.
У Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача есть свое помещение. Этот единственный частный театр в России, который возник 10 лет назад благодаря Сергею Эдуардовичу Гордееву. Его усилиями у театра появился Дом, и располагается он не где-нибудь в случайном помещении, а в корпусе здания фабрики Алексеевых, где когда-то функционировал театр Станиславского. Это действительно чудо, и мне хочется в пояс поклониться Сергею Гордееву – истинному меценату, который так много сделал для рождения этого театра и который поддерживал его в течение десяти лет. Но сейчас ситуация изменилась, и Студия театрального искусства осталась без какого-либо финансирования. Союз театральных деятелей России оказал какую-то помощь, но эта помощь разовая и спасти ситуацию не сможет. Необходимо придумать, как обеспечить театр не на один год, а на перспективу. Я думаю, не надо рассказывать, это тоже всем известно, что Женовач воспитал прекрасных артистов, создал авторский театр со своим уникальным стилем, что это театр для думающих людей, для интеллигенции.
И его надо сохранить при любых обстоятельствах!
Как точно также надо создать условия для работы Панкова и его команды. Эти два театра настоящие, подлинные, живые. И они должны быть!
Теги: Председатель , Творческие проекты, Общественные инициативы