Артмиграция 2015
На пять сентябрьских дней в Москву, на Страстной бульвар, со всей России и стран Ближнего зарубежья съехалась театральная молодежь. С 11 по 15 сентября здесь проходил третий Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ».
Основная программа фестиваля – спектакли из регионов, поставленные недавними выпускниками столичных театральных ВУЗов. Так Союз театральных деятелей, организатор фестиваля, стремится мотивировать как театры – приглашать к себе вчерашних студентов, так и молодых режиссеров – не бояться уезжать из столицы. Одним словом, цель фестиваля – активизация творческой мобильности театральной России.
Вечер первый. Лаборатория «Асфальт-театр» из Новосибирска - спектакль «БЕШЕНЫЕ ПСЫ», литературной основой которого стал сценарий Квентина Тарантино. Реж. Сергей Чехов.
АРТМИГРАЦИЯ – фестиваль молодых. Гостями фестиваля стали участники проекта СТД РФ «Творческая командировка» - молодые режиссеры, актеры и театральные критики из регионов России, стран СНГ и Балтии.
Кроме вечерних спектаклей днем участников ждала насыщенная учебная программа. С 12 по 15 сентября с молодыми актерами занимался Гитис Падегимас, педагог и профессор Клайпедского университета (Литва). Его мастер-классы были основаны на системе Михаила Чехова.
Вечер второй. Калужский областной театр драмы - спектакль по пьесе Василия Сигарева «ГУПЕШКА». Реж. Виктория Печерникова.
Обсуждение спектаклей – обязательная часть нашего фестиваля. В рамках форума под руководством Павла Руднева работала лаборатория молодых театральных критиков из разных городов России. Само собой, во время обсуждения спектаклей к критикам активно подключались и зрители.
Вечер третий. Пермский театр юного зрителя - спектакль по роману Саши Соколова «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ». Реж. Максим Соколов.
Ярким событием фестиваля стало знакомство с проектом немецко-швейцарской театральной компании Rimini Protokoll «REMOTE MOSCOW», номинированным на национальную театральную премию Золотая Маска 2016 в категории «Эксперимент».
Это новая театральная форма, название которой каждый из критиков, писавших о ней, придумывал самостоятельно: коллективная прогулка с «гидом» в наушниках, социологический эксперимент, спекаткль-путешествие, коллективный аудиопроменад, компьютерная игра про бытие, нонспектакулярный фокус-покус и т.д.
Не менее интересной оказалась и последующая беседа с Фёдором Елютиным – продюсером проекта. Елютин рассказал нетривиальную историю создания «Remote Moscow» и раскрыл несколько секретов его успеха. А после встречи на крыльце «Центра на Страстном» еще долго не утихали споры о том, что же такое современный театр.
Вечер четвертый. Новосибирский академический театр «Глобус» - спектакль по сказке Карло Гоцци «ВОРОН». Реж. Иван Орлов.
В рамках специальной программы был показан один из лучших спектаклей Екатеринбургского Центра Современной Драматургии - «САШБАШ. СВЕРДЛОВСК-ЛЕНИНГРАД И НАЗАД». Реж. Семен Серзин. О жизни рок-поэта Александра Башлачева зрители узнали, оказавшись на настоящем уральском квартирнике с вкусным компотом и живой музыкой группы «Курара».
Вечер пятый. Российский академический театр им. Ф. Волкова из Ярославля - спектакль по легендарной повести Венедикта Ерофеева «МОСКВА-ПЕТУШКИ». Реж. Денис Азаров.
Практика режиссерских лабораторий, к счастью, успешно прижилась во многих театрах России. Некоторые коллективы проводят лаборатории, привлекающие именно молодых режиссеров. Так в Калужском театре драмы есть проект «Дипломники столичных театральных вузов на малой сцене театра», а в Пермском ТЮЗе - лаборатория «Открытые двери». Однако возможность приехать в столицу есть далеко не у каждого регионального театра. И фестиваль может стать хорошим помощником в этом деле.
То, что за переделами двух столиц, есть живой, интересный театр – доказательства не требует. Но собраться всем вместе, увидеть его, поговорить о его настоящем и помечтать о его будущем – всегда радость.
Ждем всех на «АРТМИГРАЦИИ» 2016!